«Супермаркеты очень похожи на музеи» — писал на полях своей записной книжки Энди Уорхол, художник, превративший упаковку привычных продуктов в настоящий арт-объект. Едва ли с этим можно спорить: сегодня упаковки продуктов, выставленных в магазинах, зачастую не уступают работам, вывешенным в музеях. Но несмотря на то, что уорхоловские эксперименты, безусловно, внесли немалый вклад в развитие такой области дизайна, как упаковка, Уорхол был далеко не первым художником, приложившим руку к развитию рекламы как искусства.

 

Анри Тулуз-Лотрек

Первым художником, приравнявшим рекламу к искусству, стал француз Анри Тулуз-Лотрек. На дворе был конец XIX века, и в области рекламы в те времена процветала безвкусица. Лотрек сумел задать новую тенденцию развития этой области уже первым своим плакатом — афишей к шоу «Мулен Руж», которая мгновенно сделала его знаменитым. Всего за свою жизнь художник нарисовал более 30 афиш, каждая из которых — полноценная картина со своим сюжетом и авторским стилем — внесла свой вклад в развитие рекламы упаковки как искусства.

 

 

Альфонс Муха

Податься в рекламу чешского живописца начала XX века вынудили финансовые трудности, и именно реклама его и прославила. Интересно, что в последствии художник ни разу не жалел о таком повороте в своей карьере и даже говорил, что работа в рекламной индустрии для него все равно что «зажигать цветные огни в сумеречных улицах». Муха создал несчетное количество упаковок, этикеток, и рекламных плакатов для многих брендов, начиная старейшей маркой испанского шоколада Amatller и заканчивая детским питанием Nestle. Репродукции работ художника, кстати, на упаковке Amatller — единственного бренда XVIII века, дожившего до наших дней — можно увидеть и теперь.

8665_0

Пабло Пикассо

И все же в середине XX века дизайн в рекламе еще не был популярен: живописцы не хотели работать на благо торговли и оформление упаковки считалось приземленным ремеслом. Тенденцию поменял известный винодел Филиппа де Ротшильд. Благодаря обширным знакомствам, он привлек к дизайну этикеток винных бутылок множесто именитых художников своего времени. В том числе уже популярного на тот момент Пабло Пикассо. Он, к слову, за свою работу получил десять ящиков красного «Шато Мутон Ротшильд» с этикетками собственного дизайна.

 

Сальвадор Дали

Гениальный сюрреалист Сальвадор Дали занимался, кажется, всеми видами искусства, которые только можно вообразить. Он писал картины и мемуары, снимал кино и рекламные ролики, рисовал принты и логотипы. Так, в 1969 году именно он разработал дизайн логотипа уже существующей на тот момент компании Chupa-Chups. Подвергшийся с тех пор небольшим изменениям, он красуется на конфете по сей день. Кроме того, живописец с успехом снимался в рекламе, в том числе шоколада Lanving и противопохмельного средства Alka-Seltzer. В последствии Дали даже прозвище «гений рекламы», с которым, естественно, великодушно соглашался.

 

chup

Энди Уорхол

Человек-бренд Энди Уорхол занимался и живописью, и режиссурой, но больше всего — рекламой. Он оформлял витрины, делал плакаты и этикетки, и все это с непосредственным стилем, вкусом и оригинальностью. Не мудрено, что в 1960 году именно Энди Уорхол разработал дизайн для банок набирающего тогда популярность напитка Coca Cola. Этот проект принес дизайнеру не только крупный чек, но и вдохновение на создание серии картин о продуктах массовой культуры, которые очень скоро стали «визитной карточкой» художника. Так Уорхол, а следом за ним и прочие деятели искусства, теперь уже фотографы, вступил в тесные отношения с рекламной индустрией, возвышая жанр рекламы до уровня искусства и получая в обмен на это известность и богатство.

soup-8